Цветок и ваза.
Вот цветок - и появляется ваза.
Вот ваза - и выбирается цветок.
Жди - необходимое друг другу должно слиться воедино.
Цветок - творение Бога, ваза - творение человека.
В этой встрече, именно в этой встрече заключено все.
Эта встреча кажется случайностью, но она не случайна.
Случайность становится необходимостью.
Мир икэбана - это мир встреч.
Истоки Икэбаны восходят к 6 в. н.э. и связаны с ритуалом подношения цветов Будде.
Монахами мужчинами создавались монументальные композиции более 2-ух метров. Такая икэбана в стиле Рикка строилась по строгим канонам. Каждый элемент икэбаны нес определенный философский смысл. Один элемент олицетворял небо, другой - горы. Здесь и дымка в горах и ручей, и реки. В сердце композиции был цветок, отражающий душу "Сущего". И целых 1000 лет существовал в икэбане только стиль Рикка.
В 15 в. настоятель храма Какудо под Киото, Икэнобо Сенкей, создает первую школу икэбаны - "Икенобо". Пишутся книги и энциклопедии со схемами построения икэбаны в стиле Рикка.
К 16 столетию икэбана становится самостоятельной областью искусства. В обществе возникает новое понятие - Фурю. Главенствует эстетическое осознание мира, предполагающее изящество и элегантность во всем, начиная с одежды, церемонии принятия пищи, заканчивая досугом. Фурю - это поэтические турниры, чайная церемония, любование луной, снегом, осенними кленами, цветущей сакурой, цветами, и, конечно, икэбана.
В противовес помпезной Рикке возникает простой стиль Нагэирэ. Гармония раскрывается в самых простых линиях. Задача этого стиля: показать красоту самих растений. Высокие вазы подчеркивают лаконичность композиции.
В начале 19 в. возникает другая школа "Охра". Ее основатель - мастер икэбаны Уинсин Охара. В поисках новых решений в икэбане, он совершил революционный прорыв, создав кензан - держатель для цветов и растений. Появились новые композиции в природном, ландшафтном стиле в низкой плоской вазе. Так возник стиль Морибана.
Начало 20 в. характеризуется мощным авангардным течением в искусстве и архитектуре. Под влиянием авангарда Софу Тэсигахара, мастер икэбаны и керамики создает школу "Согэцу". Он открывает возможность мастерам использовать в икэбане не живой не традиционный материал, создавая скульптурные, абстрактные композиции. Ценится новизна и динамичность. Отход от строгих канонов позволяет автору использовать фантазию и творить настоящее произведение искусства.
Икэбана не существует отдельно от жизни, а украшает интерьер, созданный человеком.
В 1968 году писатель Ясунари Кавабата в своей нобелевской речи сказал: "Какое счастье, что красота существует и открывается людям". Какое счастье, что мы каждый день можем увидеть эту красоту и, наслаждаясь созерцанием природы найти самое лучшее и в нас самих.
Цветы красивы, но красива не всякая композиция.
Цветок в композиции перестает быть цветком.
Цветок в композиции превращается в человека.
Именно поэтому все в Икэбане так увлекательно и так трудно.
|